Во обличение многих мифов, выдуманных врагами Христовыми и врагами России мы публикуем материал, опровергающий ложь о якобы бывшем “отречении” Царя-мученика Николая от Престола.
К сожалению, у нас в материале о Державной иконе тоже упоминался этот миф как реальность.
Христоподражательный подвиг Царя:
Обличение лжи об «отречении от Престола» Государя-мученика Николая II.
В 2000 году Русская Православная Церковь наконец-то пришла к твердому решению прославить в сонме святых новомучеников и исповедников Российских нашего самого великого и самого благоверного в истории Русского царского рода Царя – Николая Александровича II и его Семью: Царицу Александру, Царевича Алексия и Великих Княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию.
В Деянии Освященного Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в Москве 13–16 августа 2000 года, мы читаем: «В последнем православном Российском Монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4/17 июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры…».
Имя «Николай» в переводе с греческого означает «побеждающий народ». Иисус Христос в беседе с учениками перед Своим Крестным подвигом, желая ободрить их, сказал: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Но если Спаситель победил весь мир, то наш Царь Николай, оправдывая свое имя, победил свой народ – тот народ, который хотел победить его, отречься от него и забыть его. «По имени твоему житие твое» (Стихира на утрени Службы святых Царственных Страстотерпец. М.: Издательский Совет РПЦ, 2002).
Своим жертвенным подвигом, добровольным уничижением и мученической кончиной наш святой Царь Николай II победил грехи отступничества и измены Русского народа, но не всего народа – а той его части, которая состояла из главных заговорщиков и изменников Родины: генералов, министров, приближенных царского двора, а также родственников Царя. И как говорил на Поместном Соборе 1918 года епископ Ефрем (Кузнецов), «не осталось в стороне от общего греха, от этого переживаемого теперь воистину сатанинского наваждения, и наше духовенство, являющееся в своем роде тоже интеллигенцией. Духовенство в массе, как и жалкая по своему умственному и нравственному содержанию наша светская интеллигенция, легко поддалась революционному психозу. Мы видим, что переживаемая духовная эпидемия поразила наше духовенство не в меньшей степени, чем мирскую интеллигенцию. Не требуется ли потому прежде всего покаяние самого духовенства, доселе в большинстве своем шедшего рука об руку с революцией, которая завершилась букетом большевизма» (Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы. М.: Индрик, 2006).
22 января 1918 года на заседании того же Поместного Собора РПЦ священник Владимир Востоков сказал следующее:
«С этой кафедры, перед алтарем просветителя Руси святого Князя Владимира свидетельствую священническою совестью, что Русский народ обманут, и до сих пор никто ему не сказал полной правды. Настал момент, когда Собор должен сказать народу святую правду, не боясь никого, кроме Бога одного (т. е. не боясь уже тогда власти большевиков, – прот. Георгий).
Сталкивание [с исторического пути развития] России произошло в конце февраля 1917 года, чему содействовала, прежде всего, масонская всемирная организация, бросившая в массы лозунги социализма, лозунги призрачной свободы. Собор должен сказать, что в феврале-марте произведен насильственный переворот, который для православного христианина есть клятвопреступление, требующее очищения покаянием. Всем нам, начиная с Вашего Святейшества (имеется в виду Патриарх Тихон (Белавин), который возглавлял заседание, – прот. Георгий), должно преклонить колена пред Богом и просить, чтобы Он простил нам наше попустительство развитию в стране злых учений и насилия.
Только после всенародного искреннего покаяния умирится и возродится страна. Вы своим малодушием допустили развиваться злу и медлили называть факты и явления государственной жизни их настоящими именами. Единственное спасение Русского народа – православный Русский мудрый Царь. Пока же у нас не будет Царя, то не будет у нас и порядка, а будет литься народная кровь, и [богоборцы] будут разделять единый народ на враждующие кучки, пока народы чужие не поработят нас как толпу, не способную к самостоятельной государственной жизни».
ПОДВИГ ЦАРСКОГО СЛУЖЕНИЯ
Ложь об отречении Государя от престола несет в себе гипнотизирующую силу, подобную той, которую использовал диавол, когда он клеветал на Бога и обманывал Еву, что при вкушении от запретного плода она и Адам не умрут, но сами станут как боги. Такая наглая ложь бьет человеческую психику «как обухом по голове» и действует почти как бы насильно, заставляя человека поверить в невероятное. И, конечно, по подсказке диавола его верные слуги, богоборцы, революционеры и богоубийцы, сумели вбросить эту ложь об отречении от престола, придав ей смысл греховного деяния Царя (здесь и далее выделено автором, – примеч. ред.). Они так быстро разнесли ее по всему миру, что в эту ложь стали верить очень многие и разные по вере, культуре и образованию люди, ибо СМИ почти все были в руках богоборцев. Кроме того, это придуманное ими «отречение» они сделали поводом для унижения Царя и обвинения его в неспособности управлять государством. Еще до ареста Царя они успели нагромоздить множество клевет на него, на его супругу и близких по духу им людей. Но мы постараемся опровергнуть эту диавольскую ложь.
Кому в первую очередь было выгодно поддерживать клевету на Царя? Увы, предателей оказалось много, и в разных слоях общества. Среди них были и такие, которые понимали и знали (по крайней мере, его братья, – о. Г.), что добровольное отречение Царя от престола было по Закону Российской Империи деянием невозможным. Но они закрывали на это глаза и продолжали поддерживать эту ложь. Это были родственники Царя, почти все генералы, министры и, увы, духовенство! В Евангелии от Иоанна в главе седьмой говорится, что юридические родственники Иисуса Христа не веровали в Него: Ибо и братья Его не веровали в Него (Ин. 7, 5). Точно такое же отношение к нашему Царю было у родных братьев и большинства его родственников – во исполнение следующих евангельских слов: И враги человеку – домашние его (Мф. 10, 36). Но мало кто мог тогда представить, что бунт и измена против Царя – Помазанника Божия – навлечет на Россию гнев Божий. Подрывная деятельность врагов России и атеистическая пропаганда были настолько сильны и повсеместны, что отход Русского общества от Бога и Церкви совершился быстро и неожиданно, хотя подготавливался многие годы. И как это бывало прежде в многочисленных случаях богоотступничества древнего Израиля, о которых мы читаем в Библии, так и в этот раз болезнь России не могла быть уврачевана обычными средствами. Ради вразумления и исправления Бог предавал израильтян в руки неверных. Та же участь постигла и нас в начале XX века.
В поезде под Псковом Государь пишет в своем дневнике горько и точно об окружающих его людях: «Кругом измена, и трусость, и обман». Все эти люди сделали вид, что поверили в добровольное отречение Государя, и все они после этого оказались клятвопреступниками и вероотступниками, забыв Божие предупреждение: Ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? (1 Цар. 26, 9).
Отречение от престола… Что это значит? Что означает престол? Главное священное место в храме – престол, находящийся в алтаре. На нем во время Литургии совершается Таинство пресуществления хлеба и вина в Животворящие Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа; на престоле пребывает Сам Господь, принося Себя в искупительную Жертву за грехи человеческие. А на престоле царском восседает Помазанник Божий, которому Бог поручил, и дал для этого силы, управлять народом, согласным на его управление, которое исходит из следования Закону и заповедям Божиим. Значит, верховная власть Богопомазанному Царю дается от Бога как заповедь, как то, что он должен исполнять, будучи готовым в момент исключительного кризиса принести себя в жертву за благоденствие своего народа. В этом случае царский престол является символом власти самого Царя, помазанного святым Миром, т. е. Святым Духом. И тогда отречение от престола является отречением от специального определенного дара Духа Святаго. Если Царь отрекается от своего престола, то он отрекается от Божией воли – быть ему Царем самодержавным, управляющим государством и хранителем Церкви.
Но имеем ли мы право говорить или даже утверждать, что всемирно признанный святой Страстотерпец Государь Николай II совершил смертный грех отречения от дара Духа Святаго – грех, который, по слову Божию, не прощается? (Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31–32)). Точно так же, как пребывание в ереси без раскаяния ведет человека к полной гибели и не смывается даже мученической кровью, – вот так же отречение от Духа Святаго, без покаяния, является той самой «хулой», которая не прощается. Поэтому слово «отречение» в данном случае совершенно неуместно и глубоко оскорбительно. Допустить обвинение Царя в смертном грехе – значит вступить в противоречие с великим и праведным Судом Божиим, через который Церковь Христова прославила Государя в лике святых новомучеников. Не будем же мы столь дерзкими, чтобы противиться Промыслу Божию! И поэтому любой человек, осуждая Царя в грехе, который по определению он не мог совершить, сам впадает в смертный грех хулы на Святаго Духа.
И вот в этом смертном грехе осуждения Царя пребывало почти все то общество, которое окружало Государя в годы его правления. Это общество уже давно попалось в сети темных злодеев, веками ненавидевших Русское Царство, которое было оплотом Православия во всем мире. Борьба против Бога всегда велась самыми коварными путями лжи, обмана, измены, страха, убийства и в особенности клеветы и кровавого террора. Этими средствами богоборцы добились того, что постепенно Русское общество стало терять веру в Промысл Божий и перестало понимать религиозную сущность Самодержавия, и уже не рассматривало Царя как выразителя воли Господней, как Помазанника Божия.
Окружение Царя знало о высочайшей религиозности Государя Николая и должно было понять и понимало, что их Царь не мог и помыслить о таком отречении, которое перечеркнуло бы всю его веру и жизнь и которое уравняло бы его с предателем Иудой. Но немыслимое дело для Царя безсовестные предатели домыслили с помощью диавольской лжи, различных подтасовок и фальшивок, подложных документов, а также ложных свидетельств всех изменников, трусов и обманщиков. Увы, многие, даже добропорядочные люди попались на эту ложь по причине того, что все обстоятельства этого чудовищного заговора против Государя были сначала тщательно разработаны, а потом ловко замаскированы. И поэтому простому человеку невозможно было понять, как же все это могло случиться и произойти так быстро и неожиданно.
Враги царской власти – генералы Алексеев, Рузский и другие приближенные Царя, лестью пробившиеся к царскому трону, близкие родственники, великие князья, например, Николай Николаевич, Михаил Александрович и многие другие – люди, потерявшие страх Божий, лицемерно, формально соблюдавшие некоторые правила веры и при этом сознательно отвергавшие церковное вероучение о Божественном происхождении царской власти, задумали кощунственное дело – насильственное свержение с царского престола своего законного Монарха, Императора великой Державы Российской. Задумав против Царя бунт и измену, они искали методы и способы достижения своей цели. Наконец, по подсказке диавольских сил, им пришло в голову требовать от Царя Николая добровольной измены своему царскому служению и официального отречения от престола.
К тому времени уже было достаточно примеров покушений на Царей и их убийства. Но православный народ всегда возмущался и проклинал цареубийц. Вот поэтому все адские силы включились в работу над подрывом доверия к Царю, созданием образа слабохарактерного человека, плохо управляющего страной. Именно поэтому предатели Родины от самого сатаны получили приказ добиться от Николая Александровича отречения от престола и тем самым отшатнуть от него Русский народ, а затем и совершить его физическое убийство. Лишь впоследствии, уже после распространения своей клеветы они постепенно начинали понимать, что правда все равно выйдет на свет, а ложь так и останется ложью и станет их несмываемым позором и Божией карой.
Что же на самом деле совершил наш Государь, безпредельно любящий всех людей своей Великой Державы, но еще больше безпредельно любящий Бога и всегда послушный Его воле?
Чтобы ответить на этот вопрос, сравним поведения Царя Николая II в той ситуации с образом действий первого Помазанника Божия в Русской истории – Царя Иоанна IV Грозного.
Тут следует напомнить, что до Иоанна Васильевича его предшественников – Иоанна III и Василия III – иногда величали «Царями», хотя официально они венчались только на великое княжение Московское. В 1480 году ордынская власть была окончательно ликвидирована, и Московская Русь стала независимым и единым государством. Кроме того, после гибели Византии от турок в 1453 году Русь уже тогда начала восприниматься в мире как главная хранительница Православия, наследница Римской и Византийской Империй, и стала называться «Третьим Римом». Повышение международного престижа страны и осознание своей роли защитника вселенского Православия привело Иоанна Васильевича к мысли принять на себя царский титул. И вот в 1547 году состоялась торжественная коронация Иоанна IV в Успенском соборе Московского Кремля. Таким образом, Иоанн Грозный стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле. В 1562 году в Москву была доставлена грамота Вселенского Патриарха Иоасафа. В ней Патриарх совместно с Собором митрополитов и епископов признает Царя Иоанна Васильевича потомком Царевны Анны, сестры греческого Царя Василия Багрянородного, – Царем законным, и утверждает «реченному Царю Господину Иоанну быть и называться Царем благочестивейшим, увенчанным и от нас правильно и вместе с Церковью». С этого времени все православные народы мира стали смотреть на Царя Святой Руси как на главу и представителя всего Православия, как на их единственную защиту и опору.
Теперь вспомним, какие события и действия Иоанна Грозного оказываются сопоставимыми с образом действий Царя Николая II.
В 1533 году, когда Иоанну Васильевичу Грозному было всего три года, скончался его отец Василий III. Власть в государстве взяла на себя его мать Елена Глинская. Но уже в 1538 году она умерла, отравленная крамольными людьми. Исследования останков великой княгини, проведенные уже в наше время, полностью подтверждают это злодеяние (факт отравления ядом был установлен и при исследовании останков сына Иоанна Грозного и его самого).
Власть почти на десятилетие – до возмужания Царя – оказалась в руках боярских группировок, и боярский произвол тяжело отражался на положении всего народа. В обстановке вражды, интриг и злоумыслов формировался характер молодого Царя. Бояре строили козни против единодержавной власти Государя, возмущали народ. И когда в самый критический момент для жизни Русского общества измена и бунт достигли предела, Царь Иоанн Васильевич, возросший и восшедший на царский престол, будучи глубочайше религиозным, послушным воле Божией, решил оставить московский престол и уехал в Александрову слободу. Люди сначала были в полном недоумении, ибо стране грозил полный хаос. И вот вскоре, очнувшись, народ пришел, по сказанию летописцев, в «неописуемый ужас, плач и стенание неутолимое». И тогда буквально все чины и звания Московского государства – архиепископы и епископы, бояре и окольничьи, дворяне и приказные, и множество «черных людей» – с великим покаянием пришли к Царю с просьбой вернуться на царский престол. Государь преклонил слух свой к всенародному челобитию, но поставил условия покорности его царской власти и «объявил им права Царя»: изменников явных казнить, а иных лишать имений и привилегий. И впредь против крамолы учинить в государстве опричнину. Известный либеральный историк Ключевский пишет довольно верно: «Опричнина явилась учреждением, которое должно было ограждать безопасность Царя. Цель состояла в том, чтобы истребить крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде. Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены» (Курс Русской истории. М., 2002. Т. 2. С. 230).
Грех сопротивления определенной части Русского народа Божественной Царской власти привел к решению «Государя государство оставить». В Библии, в Первой Книге Царств, есть эпизод, который раскрывает смысл поступка Иоанна Грозного. Иудеи в лице пророка Самуила решили отвергнуть управление их народом Самим Богом, потому что Бог наказывал их за грехи отступления от Его заповедей. И когда Бог за их грехи попускал языческим народам иудеев завоевывать, они не вразумлялись и не каялись. Но видя, что у язычников правят сильные Цари, отступники захотели иметь такого же Царя своим защитником и правителем: И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними (1 Цар. 8, 7–9). И дальше Господь говорит, что Царь у них будет грозным в наказание им, и что они, наконец, не выдержат и восстанут на своего Царя, как сначала восстали на Бога. Вот точная иллюстрация того, что через многие века будет повторяться в судьбе Иоанна Грозного и Николая II.
Пророк Самуил, носитель Божественной власти – отвергается иудеями, и они хотят по образу языческих народов иметь своего Царя. А революционеры по пути богоборчества идут дальше: отвергают Царя и назначают президента. А это означает ниспадение к полной анархии и в конце концов к самоубийству под властью антихриста. Господь как бы говорит Самуилу: «Не от тебя они отрекаются, а от Меня, ибо на тебе помазание Мое, Дух Мой Святый для управления народом, а они в твоем лице Меня отвергли и поэтому в наказание им уйди от них, исполни их мятежное хотение, а Мое помазание на тебе останется, а у них будут мятежи и распри» (см.: Там же, 7–18).
Вот так же Иоанн Васильевич Грозный, будучи глубоко религиозным человеком, услышал голос Божий и совершил подвиг личного самоумаления, самоуничижения, оставив царский престол ради вразумления согрешивших людей его Царства. На самом деле Царь не отрекся и не покинул свой престол, но унес его с собой вдаль от непокорных людей. Не отрекся от святого Миропомазания, но ушел по велению Божию подальше от людского греха против Духа Святаго.
Митрополит Петербургский Питирим (Окнов) (1858–1920) говорит: «Помазанник Божий Государь есть орудие воли Божией, а эта воля не всегда угодна людям, но всегда полезна им. Народовластие же всегда гибельно, ибо Богу было угодно постановить, чтобы не паства управляла пастырем, а пастырь паствой. Там, где этот принцип нарушается, наступают последствия гораздо более горькие и опасные, чем все то, что признается ошибками или неправильными действиями пастыря. Пастырь ответствен пред Богом, народовластие же всегда безответственно, есть грех, бунт против Божеских установлений» (Воспоминания товарища обер-прокурора Священного Синода князя Н.Д. Жевахова. Корол. СХС, 1928. Т. 2. С. 140).
Иоанн Васильевич исполнил волю Божию, наказав взбунтовавшийся народ уходом от управления им и, как видно из истории, вскоре за искреннее раскаяние людей вернулся на Царство в Москву. Когда люди почувствовали, что без истинного пастыря волки хищные в лице изменников и крамольников расхитят стадо православных овец, всеобщий покаянный порыв охватил весь народ. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда душа зазнается и забудет думать, что носится и держится благодатию, благодать отступает и оставляет душу одну. Зачем? – затем, чтобы образумилась душа, восчувствовала беду отступления благодати, и начала крепче льнуть к ней и искать ее. Такое отступление (не есть отречение, – о. Г.) – есть действие не гнева, а любви Божией вразумляющей и называется отступлением поучительным (Письма о христианской жизни. Поучения. М., 2007. С. 91).
Вот что означало оставление царского престола Иоанном Грозным. И, конечно же, это не отречение от престола, который, как мы уже говорили, символизирует помазание на Царство, – но именно исполнение воли Божией через уход от людей, отрекающихся от Помазанника Божия, для их же, в дальнейшем, возможного исправления. При Иоанне Грозном это исправление совершилось, и ни у кого не возникло мысли, что его деяние было чем-то греховным или нарушающим государственный закон (к тому же Закон о престолонаследии был разработан и утвержден только при Павле I). И лишь перед явной смертью, будучи отравленным ядом, Иоанн Васильевич постригается в монахи, оставляя престол наследникам. Такое же решение принял великий князь Александр Невский, когда смертельно заболел. И наш Царь Николай оставил престол только тогда, когда исполнились все пророчества о его мученической судьбе.
Явили себя «кругом измена, и трусость, и обман»: Об отречении от Государя народа
Государь Николай II имел все основания ожидать, что Русские люди всех чинов государства Российского понесут 1 марта к нему на станцию Дно, так же как древние их предки в Александрову слободу, свое «челобитие» и помогут отстоять самодержавную власть своего Государя. Так оно, несомненно, и было бы, коснись крамола лишь «маленькой кучки негодяев и республиканцев» (как думала Царица). Но случилось иное – явили себя «кругом измена, и трусость, и обман». Вот свидетельство известного врага Царской России Л. Троцкого: «Среди командного состава не нашлось никого, кто вступился бы за своего Царя. Все торопились пересесть на корабль революции в твердом расчете найти там удобные каюты. Генералы и адмиралы снимали царские вензеля и надевали красные банты».
Видно, что люди занимались пагубным самообманом, ибо не было никаких официальных документов об «отречении» (здесь и далее выделения прот. Георгия, – примеч. ред.). Духовное омрачение и трусость вызывали у многих нервные потрясения, потому что в это трудно было поверить и невозможно себе представить. По Промыслу Божию совершилось «отступление поучительное», чтобы образумилась Русская душа и перестала разжигать в себе революционный психоз. Но нельзя насильно обратить человека к покаянию. Глотнувшая одуряющей «свободы от совести», помраченная февральской метелью Русь отречением от своего Царя отреклась от Святой Руси, от самой себя, и закономерно превратилась в «Россию, кровью умытую», преданную красному сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5, 5).
3 марта 1917 года Царица Александра Феодоровна написала царственному супругу: «Я вполне понимаю твой поступок (поучительное оставление, – о. Г.), о, мой герой! Я знаю (не верю, а знаю! – о. Г.), что ты не мог подписать противного тому, в чем ты клялся на своей Коронации. Мы в совершенстве знаем друг друга, нам не нужно слов, и, клянусь жизнью, мы увидим тебя снова на твоем престоле. Ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране» (Цит. по: Русь Православная. Джорданвилль, 2002. № 7–8). Эти слова святой Царицы-Мученицы оказались пророческими: в 2000 году в нашей стране, на нашей земле они исполнились и даже «переисполнились» – ибо ныне Самим Богом коронованы небесными венцами не только Царь Николай, но и его возлюбленная Царица и все их дети. Об этом поется на утрене службы Царственным Мученикам, в первой песне канона: «Ныне проречение саровского старца, яко прославльшего мя прославит Бог, исполнися, прослави бо Церковь Русская Царственного Страстотерпца» (Служба святым Царственным Страстотерпцам. М.: Изд. совет РПЦ, 2002).
Государь смиренно согласился с волей Божией – оставить престол царский во исполнение Промысла Господнего о наказании людей, переставших ходить путем Его Заповедей. 1–2 марта 1917 года Царь не воспротивился аресту, поступив подобно Христу в день Его ареста в Гефсиманском саду. Спаситель исполнял тогда волю Отца Своего Небесного, хотя перед этим, проявляя человеческую немощь, молил Его: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).
Находятся люди, утверждающие, что Государь якобы был слабовольным и поэтому сдался врагам, не дал должного отпора, хотя у него была возможность усмирить бунт и измену. Такое мнение обнаруживает в якобы верующем человеке антирелигиозное сознание. Разделяющие эту точку зрения не могут понять, почему Христос, спасая людей, не стал спасать Себя Самого. Они готовы вместе с фарисеями говорить: Если Ты Сын Божий, сойди с Креста. Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста; уповал на Бога, пусть теперь избавит Его (Там же. 27, 40, 42–43) и повторять прочие поношения, укоризны и насмешки. Но Христос не сошел со Креста. Людям, не имеющим духовного разума, поведение Царя Христа кажется странным и необъяснимым. Когда Иуда поцелуем предал Иисуса, множество пришедших с мечами и кольями возложили на Него руки и арестовали Его. В естественном человеческом порыве апостол Петр выхватил меч для защиты Учителя, но Спаситель остановил его со словами: Возврати меч твой в его место; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? (Там же. 26, 52–54).
Смиренный пред Богом и безпредельно мужественный исполнитель Его воли, наш Государь, спасая народ от проклятия Божия за отречение от Бога и от Его Помазанника (вспомним одиннадцатое анафематствование в чине Торжества Православия!), не стал спасать себя самого. Царь Нового Израиля, Царь Русский не сошел со креста, принеся себя в жертву для того, чтобы Господь, услышав мольбу верного раба Своего, простил обманутый и ослепленный диавольской гордыней народ. Для нас, недостойных его соплеменников, он совершил подвиг, подобный подвигу Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. В службе Царственным Мученикам на утрене, в пятой песне канона читаем: «Миротворец явился еси, Царю Николае святый, неся мирови мир, спасая и защищая тысящи во Отечестве твоем и в иных странех, сего ради сын Божий, по слову Господню, нареклся еси».
А то, что Государь не стал умолять Господа дать ему не двенадцать легионов воинов, а хотя бы двенадцать человек офицеров и солдат, не изменивших присяге, вполне соотносится с пророческими Писаниями многих святых людей (монаха Авеля-прорицателя, преп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадского и др.) о том, что эти предсказания должны исполниться, что «так должно быть», такова воля Божия.