Праздник иконы Божьей Матери “Споручница грешных”

Икона Божией Матери «Споручница грешных»
К ней приходят, когда надежды на врачей уже нет… К ней приходят с глубокой верой в душе, и она заботится и помогает, потому что она – Мать… В одном из красивейших храмов Москвы, храме Николая Чудотворца в Хамовниках, в одноименном пределе исцеляет больных одна из самых почитаемых на Руси икон – чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных».
Обретение иконы
История появления «Споручницы грешных» в Николо-Хамовнической церкви удивительна. Собственно, эта икона – список с еще более древней иконы, прославленной в мужском Одрине Николаевском монастыре Орловской епархии.
Рассказывают, что «Споручница грешных» долго была в неизвестности и в невнимании к ней. Стояла она меж других икон в старой обветшавшей часовне подле ворот за монастырем. Потускнела и была так покрыта пылью, что даже и надписи на ней прочесть было невозможно. Однако летом 1844 года в монастырь пришла жена купца Почепина с двухлетним сыном Тимофеем. Сын сильно страдал припадками, которые никто не мог не только вылечить, но даже облегчить. Простояв в храме Литургию, безутешная мать попросила отслужить молебен перед иконою другой Матери – Божией, справедливо полагаясь на Ее понимание и сочувствие. И случилось чудо – больной сын выздоровел. Пораженные монахи взяли «Споручницу грешных» из часовни, промыли и поставили в монастыре в приличном месте. Вскоре от этой иконы последовали другие чудесные знамения. И с тех пор икона Богоматери «Споручница грешных» в Николаевском Одрине монастыре стала одной из самых почитаемых.
Спустя два года, в 1846 году, из Одрина монастыря в Москву прибыл иеромонах Смарагд для изготовления ризы на «Споручницу грешных». Иеромонах остановился в Москве у подполковника Дмитрия Николаевича Бонческула, жившего в приходе Николаевской в Хамовниках церкви. В благодарность за гостеприимство для Бонческула был снят в Одрине монастыре на липовой доске точный список с Одринской иконы Богоматери «Споручница грешных» и в этом же 1846 году в июне по почте был прислан в Москву иеромонаху Смарагду, который и передал ее подполковнику. Список с Иконы Богоматери освятил священник Николаевской в Хамовниках церкви, и Бонческул поставил ее в домашнем иконостасе вместе с другими иконами. И позже всегда Бонческул говорил, что к присланной иконе он почувствовал необыкновенное благоговение и любовь.
Мироточение
В 1847 году однажды он рассказал своему знакомому священнику о чудесах от иконы Богоматери «Споручница грешных» в Одринском монастыре. Священник рассказал об этом же своей сестре купчихе Щербаковой, страдавшей жестокою болезнью спинного мозга. Больная выпросила у Бонческула икону Богоматери «Споручница грешных» к себе в дом. По ее желанию приходский причт (Николаевской церкви в Кобыльском) отслужил пред этою иконою всенощную с акафистом Покрову Богородицы, и после этого больная почувствовала облегчение, а потом и совсем выздоровела.
Храм святителя Николая в Хамовниках

В 1848 году в светлый день праздника Воскресения Христова Д. Н. Бонческул заметил, что икона Богоматери «Споручница грешных» сделалась блестящей и как бы стеклянной. Через несколько недель после того в дом Бонческула прибыл иеромонах Феодосий из Пронского Спасского монастыря Рязанской епархии. Бонческул указал иеромонаху на необыкновенный блеск иконы и вдруг заметил на ней капли, похожие на дождевые, – икона мироточила. Бонческул, позвав свою дочь, приказал ей снять каплю жидкости с иконы, и когда она ему помазала лоб, Бонческул почувствовал благоухание.

По уверению Бонческула, маслянистые капли на иконе продолжали появляться, и пользовавшиеся этими каплями начали получать исцеление от болезней.

Явления света
Тридцатого мая 1848 года подполковник Бонческул пожертвовал икону Богоматери «Споручница грешных» в приходскую Николаевскую в Хамовниках церковь, где ее поставили на аналой близ клироса в настоящей холодной церкви. Сначала никаких перемен на иконе не было заметно. Вскоре в алтаре начали происходить странные явления. Квартальный надзиратель Хамовнической части Блоцкий, квартира которого была прямо против алтаря Николохамовнической церкви, 2 июня ночью вместе с другими видел через окно в алтаре непонятные явления огня или света. Эти явления в одни и те же часы (обычно с одиннадцати часов вечера до двух часов ночи) повторялись в следующие дни.
По преданию, жертвователю иконы было видение, где Богоматерь, с присущей истинной матери, скромностью пожелала, чтобы эта икона не была украшена ризою.

Явления огня или света представлялись в виде звезд, которые постепенно становились все ярче и то исчезали, то опять возобновлялись. С 4 июня на иконе начали появляться и капли елея.

Когда об этом донесли митрополиту Филарету, он предписал:
1) икону оставить в церкви на месте, где она поставлена;
2) молебствия для желающих не возбранять;
3) но из церкви икону до усмотрения без особого разрешения не выносить.
Кроме этого поручено было приходскому священнику и местному благочинному наблюдать над происходящим при иконе и о последствиях доносить.
По случаю необыкновенных явлений к Николаевской в Хамовниках церкви и ночью, и днем собиралось множество народа: ночью для наблюдения за появлявшимся в алтаре светом, а днем для совершения молебствий пред иконою Богоматери «Споручница грешных».
Когда все надежды на докторов оказывались утраченными, люди шли к иконе Богоматери, и она как истинная Мать не оставалась глуха к их чаяниям и молитвам.

Столпотворение народа привлекло внимание полиции. Полицейские, будучи людьми сугубо практическими, объявили было, что эти световые явления происходят от горящих лампад. Однако и при потушенных по требованию полиции лампадах явления света продолжились. Тогда решено было, что явления происходят от лунного света, но и в совершенно безлунные ночи ничего не изменилось – свет в алтаре продолжался до 10 июня.

10 июня световые явления прекратились внезапно, как и начались. Истечения же капель на иконе Богоматери продолжались: обильная влага появлялась на иконе в разных местах. Сначала в виде булавочной головки, которая переходила в дождевую каплю, а потом растекалась по иконе. Диакон, стоявший подле, отирал влагу хлопчатою бумагою и раздавал ее народу.

Она слышит каждого
С этого дня потянулись к «Споручнице грешных» больные. И икона прославилась во всей Москве и за ее пределами, даря людям выздоровление от свирепствовавшей в том году холеры, от неизлечимых припадков и множества иных недугов.
Когда все надежды на докторов оказывались утраченными, люди шли к иконе Богоматери, и она как истинная Мать не оставалась глуха к их чаяниям и молитвам: лечила и маслом лампадным от Своей иконы, и святою водою.
Известны многие случаи избавления от болезней, которые иначе как чудесными и не назовешь.
С той поры «Споручница грешных» стала одной из самых почитаемых в Москве в Николо-Хамовнической церкви. Особенно интересно то, что икона Богоматери «Споручница грешных» не украшена драгоценной ризой, хотя сделать ее было много желающих. По преданию, жертвователю иконы было видение, где Богоматерь с присущей истинной матери скромностью пожелала, чтобы эта икона не была украшена ризою.
Причт и прихожане, получив соответствующее позволение, переименовали придел, где находилась икона, во имя Богоматери Споручницы грешных.
Пасхальная служба

Предполагают, что изображение иконы Божией Матери «Споручница грешных» появилось в южных пределах Русской Церкви. Там в подражание латинским обычаям издавна было принято изображать Богоматерь и Богомладенца с богато украшенными коронами. Название святой иконы произошло по надписи на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…».

Споручница – означает Поручительница перед Иисусом Христом за людей, склонных к греховности. Пожалуй, именно эта икона Богородицы с точностью отражает саму суть небесного служения Богородицы. Вся земная жизнь Божией Матери была примером совершенной веры, непоколебимой надежды и чистой любви к человеческому роду. Являясь по рождению человеком, по успению Своему Богородица обещала каждому человеку свое заступничество перед Господом: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».
Каждый знает, что и ныне Богородица молится обо всех, с поистине материнской любовью принимая и целомудренного, и кающегося грешника.