Храм нужен!

Пожалуй первый и главный вопрос, который необходимо разрешить в связи с началом строительства: а нужен ли храм? Очевидно, что разные люди ответили бы на него по-разному. Для нас, людей церкви ответ на него однозначен. Есть благословение священноначалия, и мы строим. Храм нужен! Нужен по стольку, поскольку здесь живут люди, пусть большинство из них проживает тут сезонно. Но всё-таки сегодня мы слышим чаще голоса протестующие против возведения храмов. Вот они, типичные возражения: закончились тучные 1990-е и 2000-е, когда пожертвований было предостаточно вот тогда можно было бы строить; на дворе кризис, предприятия закрываются, идёт повальное сокращение, денег нет, многие семьи с трудом сводят концы с концами, а тут строительство храма. Сразу приходят на ум слова одного Евангельского персонажа по имени Иуда, который сетовал «к чему такая трата мира? Не лучше ли его продать и раздать нищим?»

Что лежит в качестве обоснования этих протестов? Что можно предъявить в ответ?

Цель жизни человека согласно Священному Писанию – поиск Царства Небесного как возвращение человека к Богу. «Ищите прежде Царства Небесного и правды его, всё остальное приложится вам». Главная задача, которую он решает на пути к этой цели – духовное возрождение, изменение своей жизни, возрастание в Боге и соединение с Ним. Церковь православная является хранителем Священного Предания, святоотеческих писаний, древних традиций Домостроя, которые имеют чёткие рецепты такого возрождения и изменения. Центром и средоточием их является Таинство Евхаристии, совершаемое именно в храме.

В Евангелии мы много читаем о чудесах исцеления Христом людей. Одно из этих исцелений закончилось тем, что соплеменники исцелённого бесноватого, жители страны Гадаринской изгнали Господа из своих пределов. Что послужило причиной такого поведения жителей той области? Ведь налицо было явное благодеяние! Если бы бесноватый, в котором был бесов легион не доставлял им неудобств, то они и не связывали бы его цепями. Разные толкователи священного текста по-разному объясняют причину такого поведения. Кто-то видит эту причину в потере гадаринцами стада, доставлявшего им свинину, запрещённую законом ветхозаветным. По-моему, более правы те толкователи, которые считают, что Христа Гадаринские жители прогнали потому, что понимали – Тот, Кто к ним пришел не простой Человек, что это Чудотворец и Посланник Небес. Его слова не человеческие вымыслы, а Божественное откровение и теперь им придётся исполнять то, что Он повелевает. А это в свою очередь не совпадает с их взглядами и планами на жизнь. Если Его принять, если следовать Его слову, то начнётся настоящая духовная ломка. Эта та самая единственная и главная причина, по которой мы прогоняем Бога из своей жизни. «Я есть Свет» говорит Христос о Себе и этот Свет мешает человеку творить дела беззаконные.  Именно это коренная причина восстания человека против Бога и всех Его проявлений: против Заповедей, против уставов церковных, против любого присутствия Его. Потеря места для выгула собачек или колокольный звон, который может разбудить человека в воскресное утро, в законный выходной как повод для митинга против строительства храма – это причина вторичная, но в основе бунта против Бога лежит нежелание менять свою жизнь.

Как-то раньше, по просьбе прихожан я выкладывал расписание богослужений в группе одной из популярных соцсетей. Первое время было всё ровно, но однажды под очередным расписанием появился комментарий. Некая мадам (а может и не мадам вовсе, ни фото, ни каких-либо личных данных не было) просила подсказать ей как работает деревенская библиотека, и есть ли она вообще, и есть ли в деревне школа. «Между строк» прочитывалось предложение «пойти лесом со своим храмом». Под этим комментарием появилось ещё десяток вульгарных реплик. Я понял тогда что столкнулся с те самым случаем «кипения разума возмущённого», но не подал вида и спросил почему она столь серьёзные и жизненно важные вопросы решила задать под храмовым расписанием, а не направить в соответствующие профильные госструктуры, которые получают деньги налогоплательщика за решение подобных вопросов? В ответ мой виртуальный оппонент разразился негодованием относительно того, почему я публикую расписание служб в общественной группе. При этом заметим, что ни администратором группы, ни иным лицом, принимающим ответственные решения о допуске публикации, он не был. Надо сказать то был не единственный случай, вызвавший подобную реакцию. С тех пор я перестал выкладывать расписание в ту группу дабы купировать излишнее раздражение.

Не спорю, потерявшиеся собачки и родившиеся, ждущие хозяев котятки; хороший урожай грибов и «качественно» проведённая вечеринка; фото, передающее красоту родных пейзажей, а уж тем более услуги по ремонту телевизора, холодильника и кладке печи вопросы архиважные. Но если жизнь состоит только из этих и подобных им, важных вопросов, а места для Бога в ней нет, то такая жизнь подпадает под определение мудрейшего царя Соломона: «Всё суета и томление духа»; тогда человек становится «древом, не приносящим плода», а с последним известно, что бывает. Очень хорошее, богословское определение истории дал один наш современник. Он сказал, что «История это, священное пространство, на котором происходит встреча человека с Богом и если это пространство перестаёт быть местом такой встречи, то история человечества прекращает своё существование».

Может кому-то покажется что я перегибаю палку? Между Христом, исцелившим бесноватого и отдельно взятой общиной, притом только основанной и сотворить чуда не успевшей ничего общего, но с богословской точки зрения это не совсем так. Церковь на земле, по определению апостола Павла есть Тело Христово и каждая христианская (уточним для реалий ХХI века: каждая православная, ибо термином «христианская» в наше время могут оперировать не одна сотня организаций не имеющих ничего общего с христианством) община есть живое присутствие Бога на земле. Именно в православном храме члены православной общины во время таинства Евхаристии (по-русски – «Благодарение»), за богослужением, называемым Литургия (по-русски – «общее дело») вкушают Тáинственным образом изменённые, под видом хлеба и вина преподаваемые, Тело и Кровь Христовы. При этом у причастников тело и кровь становятся и Христовыми. Преподобный Симеон Новый Богослов в гимне 58 об этом пишет так: «Мы делаемся членами Христовыми, а Христос нашими членами. И рука у меня несчастнейшего и нога моя – Христос. Я же жалкий – и рука Христова и нога Христова. Я двигаю рукою и рука моя есть весь Христос, ибо Божественное Божество, согласись со мною, нераздельно; двигаю ногою и вот она блистает, как и Он». Мы соединяемся со Христом каждый в свою меру настолько, насколько стараемся преобразить жизнь свою сообразно Евангелию.

И вот уже живое, физическое присутствие Бога на земле. А это уже другой, противоположный выбор человека, выбор следования за Богом.

По мысли кого-то из наших святых – мир живёт пока на земле совершается Евхаристия. Добавим от себя: и пока в Таинстве Евхаристии человек соединяется с Богом. Так вот именно в храме происходит подобное соединение.