6 сентября, в воскресенье, после Божественной Литургии группа прихожан нашего храма с настоятелем отцом Иеремией и учениками Воскресной школы посетила Музей истории Санкт-Петербургской епархии. Мы очень хотели бы побывать там снова, а пока давайте вспомним замечательную экспозицию музея и историю его создания. Надеемся, что информация о музее будет интересна и тем, кто не смог присоединиться к нашей экскурсии.
Музей был открыт в 2017 году по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры на базе вкладов Митрополита, материалов епархиального архива и личных коллекций граждан.
Материалы музея знакомят посетителей с древней историей Приневской земли (XI – XII-вв), церковных и светских нововведений и масштабного строительства Петра I. Согласно концепции музея периоды разделены в соответствии с правлением российских императоров, а в дальнейшем – по сложным вехам русской истории, включающим революцию 1917 года, период гонения на Православную церковь, Великую Отечественную Войну, послевоенное возрождение, деятельность митрополитов Ленинградских и Новгородских: Никодима (Ротова), Антония (Мельникова), Алексия (Ридигера), а также историю епархии новейшего времени периода управления митрополитов Санкт-Петербургских и Ладожских: Иоанна (Снычева), Владимира (Котлярова) и Варсонофия (Судакова).
Нашей группе повезло побывать на выставке «Святая равноапостольная княгиня Ольга», которая проходит в зале временных экспозиций. Выставка открылась 20 января 2020 года и посвящена 1100-летию со дня рождения святой. Наш экскурсовод, сотрудница музея, историк Ольга Ивановна Ходаковская рассказывала, что современные историки называют 920 год временем рождения будущей святой. В экспозиции музея княгиня рассматривается как устроительница Русского государства, и как первый правитель, принявший христианство.
Важная тема выставки – принятие Ольгой Крещения в Константинополе. Интересна недавняя находка псковских археологов: в 2003 году было обнаружено захоронение знатной псковитянки, относящееся к X веку. В нём найдены знак рода Рюриковичей, нательный византийский крест и серебряные монеты «миллиарисии», которые император преподнёс Ольге в качестве подарка. Таким образом, женщина принадлежала к роду Рюриковичей и была в свите Ольги, сопровождавшей её в Константинополь. На выставке представлена фотография костюма этой женщины, реконструированного по найденным фрагментам. Княгине Ольге не удалось крестить Русь, но дело её продолжил внук, равноапостольный князь Владимир. Императрица Екатерина II считала себя преемницей Ольги, назвала так одну из своих внучек, введя таким образом это имя в царскую семью.
В музее можно много узнать об истории духовенства в период Великой Отечественной войны. Русская Православная Церковь мгновенно отреагировала на начало Великой Отечественной войны. Надо оценить гражданское мужество патриаршего местоблюстителя Митрополита Московского Сергия. 22 июня он обратился ко всем православным христианам с призывом встать на защиту родины, хотя в то время это было наказуемо, поскольку расценивалось как прямое вмешательство в государственные дела. Тем не менее, он благословил на подвиг весь народ. Его обращение зачитывалось во всех церквях Ленинграда. А уже с 23 июня 1941 года по инициативе Митрополита Ленинградского Алексия все церковные приходы начали сбор средств на оборону города и нужды фронта. Сбережения храмов, сохранившиеся кое-где с дореволюционных времен, были пожертвованы на эти цели. Уже концу 1941 года общая сумма сборов православных приходов Ленинграда превышала 2 млн руб (для сравнения отметим, что зарплата рабочего в 1940 году была 375 руб.) Прихожане собирали солдатам тёплые вещи, а в самые тяжёлые месяцы блокады даже жертвовали продовольствие для больных и раненых. В блокадном Ленинграде, в условиях гибели людей от голода и бомбежек возобновилось массовое молитвенное обращение населения к Богу, людей в храмы приходило больше, чем где бы то ни было по всему Советскому Союзу. Церковь поддерживала, утешала, способствовала мобилизации духовных сил, настраивала на патриотизм и самопожертвование, давала духовную опору.
В третьем зале, который посетила группа прихожан, мы ознакомились с экспозицией, посвящённой новомученикам Петербургским. В Соборе новых святых, пострадавших в период гонений на христиан в двадцатые и тридцатые годы 53 имени Петербургских новомучеников, но этот список исторически неполный. Комиссия по канонизации работает, и это число, вероятно, будет пополнено. Главная тема на экспозиции – это лица людей. Просветлённые лица, от которых трудно оторваться. Кто такие новомученики Петербурга? Конечно же, это епископы-полководцы Церкви Православной; это скромные добрейшие сельские батюшки Петрограда и Петроградской губернии; это и прекрасные женщины-христианки. Эти люди не только пострадали от безбожной власти, казнившей их в 1937 году, погубившей их в лагерях, но они прежде всего замечательны тем, что до конца не изменили христианской линии своей души. Центральное место в экспозиции занимает процесс 1922 года, связанный с изъятием церковных ценностей. В ходе процесса был вынесен смертный приговор 10 представителям духовенства епископата. Потом шестеро были помилованы, а митрополит Петроградский Вениамин и еще трое были казнены. В распоряжении музея есть бесценный подлинник – письмо помилованых священников и мирян адвокату-иноверцу (иудею) за профессионализм и честность при защите обвиняемых на процессе.
Первым мучеником петербургским является протоиерей Иоанн Кочуров. Он был первым погибшим в революционном угаре. Его лишили жизни на глазах у сына и прихожан в Царском селе, где он служил, и смерть эта была ужасна. Экспозиция содержит большое количество документов, фотографий и подлинных вещей.
Невозможно в одной статье рассказать об этом уникальном музее. Да и 2 часа, проведенных нами на экскурсии, , тоже недостаточно, чтобы охватить интереснейший познавательный материал!
В статье использованы материалы, любезно предоставленные музеем, а также публикации сайта телеканала Союз и православного журнала Вода Живая.