Одно из семи Таинств Церкви. Другое название елеопомазание. По сути является Таинством исцеления человека от духовных, душевных и физических болезней.
Изначально совершалось семью священниками, т.е. соборно. Отсюда и название.
Соборование совершается над болящим в любое время и в любом месте. По сложившейся в последнее время практике каждый православный христианин, т.е. принявший крещение в Православной Церкви, участвует в соборовании один раз в год. Обычно великим постом. Зачем это нужно?
Дело в том, что в понимании человека православной да и вообще библейской традиции болезнь есть следствие греха. В отношении многих болезней такая связь очевидна. Грехи невоздержания в пище, питии, курение и наркомания, блуд являются причинами соответствующих недугов. Думаю нет необходимости их перечислять. Каждый человек в той или иной степени имеет свой опыт нездоровья.
В отношении грехов не связанных с плотью такая причинно-следственная связь не столь очевидна. Например грех осуждения, непочитания родителей или грехи непочитания седьмого дня, богохульства и святотатства.
Пятая заповедь Моисеева Декалога, например, прямо выводит сокращение жизни и её неблагополучие из непочитания родителей.
Осуждение ближнего. Думаю не ошибёмся, если скажем, что современное общество пребывает в состоянии духовной эпидемии этого греха. В Евангелии же мы читаем слова Спасителя: “Не судите да не судимы будете и каким судом судите таким и вас судить будут” (Мф.7-1).
Человеку Творцом дана свободная воля. В отношении понимания причин болезни она так же в силе. Можно, оставаясь в рамках церковной традиции, отдавать себе отчёт в том, что болезнь есть следствие греха и тогда в преодолении болезни для человека мишенью становится грех. На такое преодоление мы испрашиваем особую благодать в таинстве соборования.
Можно выбрать другой путь. Его величество СЛУЧАЙ принимает тогда на себя всю ответственность за недуг. Но верящий в случай не верит в Бога. Такой путь выбирает большинство. Психологически это вполне объяснимо. Я хороший и ничего предосудительного не делаю, просто так случилось. Такая вера есть следствие того, что сейчас называют “автономной моралью”. Вспомним русского классика: “если Бога нет то всё позволено”. Отрицая Бога отрицающий отрицает и заповеди и тогда он сам определяет для себя “что такое хорошо и что такое плохо”. Нижним пределом при этом становится уголовный кодекс, когда отрицающий вторгается в личное пространство ближнего. Но и за этот предел человека иногда выносит. Приходится часто сталкиваться с абсурдом: отрицающий Бога сталкиваясь с болезнью начинает в ней Бога же и обвинять. Воистину лукавое создание человек!
Вернёмся к ситуации, когда “мишенью становится грех”. Для меня как христианина моя болезнь это мой грех. Два прошения проходят лейтмотивом в молитвах, читаемых священником над болящим, через всё последование Соборования: “прости грехи – даруй исцеление”. В этом вся суть настоящего Таинства.
Считается что в таинстве Соборования прощаются человеку все грехи, по разным причинам не произнесённые на исповеди. По забвению. Особенно если мы пренебрегаем исповедью и многое просто забываем. По неведению. Случается так, что совершая какие то действия, произнося слова, собеседуя с приходящим помыслом человек и не знает что грешит. Словом если человек не бывает на исповеди и не причащается хотя бы один раз в каждый из четырёх постов, то прежде соборования стоит подойти к священнику и попросить исповеди.
Ну и коль скоро мы входим в интереснейший период истории человечества дополним, в качестве елея на духовные раны современного человека, наш рассказ цитатой архиепископа Феогноста (Гузикова) ныне архиепископа Каширского, а до недавнего времени Сергиево-Посадского, наместника Троице-Сергиевой лавры:
В Апокалипсисе есть пророческие слова: “Люди будут издыхать от ожидания грядущих бедствий из-за отсутствия веры и любви”.
У апостола и евангелиста Иоанна Богослова: “Боящийся несовершенен в любви, ибо любовь изгоняет всякий страх”.
Человек живет в страхе потерять здоровье, потерять работу, потерять близких, потерять жизнь.
Страх как ржавчина разъедает и уничтожает его.
Чтобы избавиться от страха, нужно иметь веру <…>Страх Божий, когда человек вверяет себя Богу и, кроме Бога, уже ничего не боится, потому что знает, что без воли Божией ничего не будет.
Нужно крепить свою веру и ничего, кроме Бога, в этой жизни не бояться. Ибо с нами Бог, а если Бог за нас, то кто против нас?
Стойте в вере и ничего, кроме Бога, не бойтесь, ибо Бог с нами, и крестная сила, и святые все, и их гораздо больше, чем тех воображаемых врагов, которых на самом деле нет. Аминь.
Архиепископ Феогност (Гузиков)